Шервудский вестник Сила в глубинке. Как заработать на франшизе в регионах


Уилл Скарлет

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Активный участник
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
13.751
Реакции
82.273
Монетки
117170.5
Посмотреть вложение 18467

Современный франчайзинговый бизнес растет благодаря регионам. Если в 2008 году 80% франшиз предлагалось к продаже в Москве, то в 2017 году на столицу пришлось всего 30%
Для покупателей франшиз часто формируют несколько коммерческих предложений: проект для городов до 100 000 человек, от 100 000 до 500 000 и для условных «полумиллионников». Паушальный взнос в этом случае разный. Казалось бы, логика простая: больше трафик — больше прибыль. Такое деление на «столичные» и «обычные» франшизы запросто встречается в сфере услуг или в непродовольственном сегменте торговли (например, лаборатории «Гемотест» или магазины обуви Paolo Conte). Действительно, в мелких населенных пунктах нет смысла ставить высокопроизводительное оборудование, складировать большие товарные партии и наоборот. Стартовые затраты меньше, меньше и платеж.
Фастфуд, как правило, более гибкий: можно варьировать количество продукта на входе и выходе. Хотя и здесь размер паушального взноса могут увеличивать в 2-4 раза в зависимости от численности населения города (пример: сразу несколько франшиз подарочного шоколада). В то же время Subway не делает привязки к численности населения города. «Все зависит от самого места. При умеренной аренде бывает достаточно около 150 посетителей в день, чтобы будущий ресторан был высокорентабельным», — пишут на сайте. По собственному опыту могу сказать, что это верно: главный показатель — это рентабельность, а тут все индивидуально.
Простой обман
И на самом деле далеко не факт, что трафик и оборот напрямую зависят от того, крупный у вас город или маленький. Целевая аудитория может быть узкой, но сверхлояльной и обеспеченной (тайская кухня в мегаполисах), максимально широкой, но не слишком щедрой (детские товары в южных городах), и т. д. Первые франшизы по доставке еды в городах довольно долго приспосабливались даже к топографии. Сравните два миллионника: Екатеринбург (высотный и компактный) и Волгоград (длинный и узкий). Плотность населения первого — 3112 чел./кв. км, второго — 1182. В таких условиях свести логистику к единому шаблону невозможно. С одной стороны, служба доставки при большей плотности населения явно экономит на бензине, с другой — возможно, в густонаселенном районе придется содержать больше точек. То есть на рентабельность влияет множество факторов, а вовсе не величина города.

«Франшиза для малых городов» — это маркетинговая хитрость. Ничто не мешает открыть предприятие по этому шаблону и в мегаполисе. Кроме тех случаев, когда владелец франшизы сам управляет московской или петербургской сетью (или когда франшиза продается по закрытой модели, непублично). Скорее, верно другое: франшиза, разработанная для мегаполиса, может не сработать в провинции.
Многие пытались открывать в средних городах модные салоны пошива одежды haute couture по столичной франшизе. Проблем тут было несколько. «Неготовность» местной элиты к высокой моде — это еще полбеды (вопрос времени и маркетинга). Хуже было другое: несмотря на «именную» брендовую франшизу, по факту франчайзи все равно развивал свой бизнес сам, в ручном режиме, в меру своего таланта (приглашать московского закройщика или дистанционно снимать мерки было дорого). В 2014-2015 годы прикрылось множество таких проектов (впрочем, и в мегаполисах тоже). Достаточно открыть «Портал для профессионалов швейной отрасли» и посчитать там архивные предложения франшиз российских производителей 2012 года (других там нет), а потом сравнить их с нынешними.
Но добавим позитива: на самом деле предприятия по франшизе в средних и даже малых городах могут быть даже более устойчивыми и перспективными, чем в столицах. Не только за счет сниженного или вариативного паушального взноса (он такой не у всех), а именно по рентабельности. В пользу регионов играет сразу несколько факторов.
Выгодная аренда
Доступная аренда — главный фактор рентабельности для любых офлайн-предприятий, от фастфуда до сервиса (конечно, если товар/услуга пользуется популярностью). Более приемлемая ставка аренды хороша еще и потому, что франчайзи может открыть несколько торговых точек (сразу или постепенно), а это очень выгодно. Математика здесь простая: для начала, паушальный взнос для франчайзи за вторую и следующие точки часто бывает льготным (хотя и не у всех это так). Каждая новая точка способна генерировать такую же прибыль, как и первая. Эта прибыль суммируется. При этом затраты как бы объединяются и «взаимозачитываются», составляя в итоге меньшую величину, чем простая арифметическая сумма. Поэтому суммарная прибыль всегда растет быстрее суммарных затрат, и чем больше у вас точек, тем это заметнее. На этом «эффекте синергии» построен весь сетевой бизнес. Причем в регионах этот эффект бывает даже ярче.
Низкая конкуренция
Конкурентная ситуация в регионах часто бывает более благоприятной (до многих регионов франчайзинг еще не добрался). Часто франчайзер сам ограничивает количество франчайзи в одном городе, чтобы они не мешали друг другу. До практики финских городов, где количество магазинов сходного профиля, скажем, на одной улице ограничивается на муниципальном уровне, мы еще не дошли. И это опять-таки позволяет одному франчайзи открывать сразу несколько площадок и быть более устойчивым.
Правда, и тут есть нюансы. Выгодных локаций в небольших городах мало. Приходится делить «проходные места» с другими желающими. Порой конкуренция приобретает неприятные формы, причем с местным колоритом. Типичный случай: вашу раскрученную точку просят убрать по тем или иным причинам, после чего на том же месте возникает другая, идентичная. Часто ею владеют люди, близкие к местной администрации.
Недорогой персонал
Рабочая сила в малых городах очевидно дешевле. Это повышает рентабельность именно тех бизнесов, где управленческие структуры просты и понятны, где персонал используется на однородных позициях и где особая подготовка не требуется. То есть это почти все франшизы в торговле и сервисе. По данным trud.com, работа продавца в кафе является наиболее высокооплачиваемой в Москве (25 000 рублей). Следом в этом рейтинге идут Санкт-Петербург и почему-то Мытищи, а дальше с немалым отрывом — Пермь (уже около 16 000 рублей). Реальные данные могут отличаться, но в любом случае разница в 9000-10 000, если ее умножить на число сменных продавцов, дает значительный выигрыш в окупаемости региональных точек при прочих равных.
Но даже небольшое усложнение требований сразу упрется в отсутствие адекватных кадров. Это вроде бы очевидно, но всегда неожиданно. Некоторые франшизы бухгалтерских и консалтинговых услуг притормозили развитие региональных сетей и перешли на удаленное обслуживание (причем мобильное приложение принесло даже больше прибыли, чем региональный офис).
И все же регионы успешно воспринимают бизнес-модели, изначально опробованные в мегаполисах. Вопросы с кадрами и логистикой можно решать. Вопросы удаленного контроля тоже, тем более что CRM проникает в регионы вместе с мобильным интернетом. А главное, в регионах формируется постоянный спрос на качественные услуги (регламентированные франшизой) в противовес некачественным. Причем независимо от общей численности населения в том или ином городе. Это тот самый случай, когда важнее не количество, а качество.